Нормативная документация -> ГОСТ Р 53131-2008 Защита информации. Рекомендации по услугам восстановления после чрезвычайных ситуаций функций и механизмов безопасности информационных и телекоммуникационных технологий. Общие положения ->
3 Термины, определения и сокращения
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 вычислительное и взаимосвязанное оборудование (computing and related equipment): Компьютерное, сетевое, телекоммуникационное и периферийное оборудование, которое поддерживает мероприятия организации по обработке информации. |
(3.1, IDT) |
||
3.1.2 системы ИКТ (ICT systems): Аппаратные, программные и программно-аппаратные средства компьютеров, телекоммуникационное и сетевое оборудование или другие электронные системы обработки информации и взаимосвязанное оборудование. |
(3.2, IDT) |
||
Примечание — Системы ИКТ включают любое оборудование или взаимосвязанные системы, или подсистемы оборудования, которые используют при приобретении, хранении, манипулировании, управлении, перемещении, контроле, отображении, коммутации, обмене, передаче или приеме данных/информации. |
|
3.1.3 информационная безопасность (information security): Все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчетности, аутентичности и достоверности информации или средств ее обработки. |
(3.3, MOD) |
3.1.4
информационная безопасность организации (information security of organization): Состояние защищенности интересов (целей) организации в условиях угроз в информационной сфере. Примечания 2 Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение, хранение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. |
3.1.5 инфраструктура (infrastructure): Мощности и оборудование, делающие возможными услуги восстановления ИКТ после чрезвычайной ситуации, включающие энергоснабжение, телекоммуникационные соединения и средства контроля влияния внешней среды (перечень может быть расширен). |
(3.4, IDT) |
3.1.6 организация (organization): Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке. |
(3.5, MOD) |
3.1.7
чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Примечание — Чрезвычайные ситуации различают по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные, военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные). |
3.1.8
чрезвычайная ситуация (в организации): Внезапное, незапланированное катастрофическое событие, которое не позволяет организации выполнять критичные бизнес-процессы в требуемом для бизнеса объеме. |
3.1.9
непредвиденная ситуация: Рисковое событие, связанное с неблагоприятными внешними событиями природного и техногенного характера, а также с действиями субъектов (групп субъектов), приводящими к невозможности функционирования организации или ее служб/подразделений в обычном, регламентируемом соответствующими стандартами режиме. |
3.1.10
событие информационной безопасности: Идентифицированное возникновение состояния системы, услуги или сети, указывающее на возможное нарушение политики информационной безопасности, отказ защитных мер, а также возникновение ранее неизвестной ситуации, которая может быть связана с безопасностью. |
3.1.11
инцидент информационной безопасности: Любое непредвиденное или нежелательное событие, которое может нарушить деятельность или информационную безопасность. Примечание — Инцидентами информационной безопасности являются: |
3.1.12
система менеджмента информационной безопасности; СМИБ: Часть общей системы менеджмента, основанная на использовании методов оценки бизнес-рисков для разработки, внедрения, функционирования, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения информационной безопасности. Примечание — Система менеджмента включает в себя организационную структуру, политики, деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы. |
3.1.13
защитная мера: Сложившаяся практика, процедура или механизм обработки риска. Примечание — Следует заметить, что понятие «защитная мера» может служить синонимом понятия «контроль». |
3.1.14
восстановление (защитных мер обеспечения ИБ ИТС): Процесс перевода защитных мер обеспечения ИБ ИТС в штатное состояние после восстановления деятельности организации при условии наличия (новой) карты рисков ИБ деятельности организации. Примечание — Восстановление включает идентификацию карты рисков ИБ деятельности организации, настройку или замену защитных мер ИБ, регулирование и контроль состояния защитных мер ИБ, контроль работоспособности объекта и его рисков ИБ, имеющего указанные защитные меры ИБ. |
3.1.15
риск: Влияние неопределенности на цели организации. Примечания |
3.1.16
владелец риска: Физическое лицо или сущность (логический объект), обладающие обязанностями и полномочиями для осуществления менеджмента риска и любой связанной с ним деятельности и обработки риска. |
3.1.17
менеджмент риска: Скоординированные действия по руководству и управлению, осуществляемые организацией в отношении риска. |
3.1.18
ИТ-сервис (ИТ-услуга): Совокупность функциональных возможностей информационных и, возможно, неинформационных технологий, предоставляемая конечным пользователям в качестве услуги (сервиса) [4]. Примечание — Примерами ИТ-сервисов (ИТ-услуг) могут служить передача сообщений, бизнес-приложения, сервисы файлов и услуги печати, сетевые сервисы (услуги) и т. д. |
3.1.19
критичный компонент (информационно-телекоммуникационной системы): Компонент информационно-телекоммуникационной системы, нарушение непрерывности функционирования которого может нанести значительный ущерб организации. |
3.1.20
организационная мера (по обеспечению ИБ): Совокупность действий, определяемых нормативно-правовой документацией организации, по обеспечению ИБ без применения технических средств защиты. |
3.1.21
технические средства защиты ИБ: Оборудование, используемое для защиты ИБ организации. Примечание — Такое оборудование может быть представлено техническими и программно-техническим и средствами. |
3.1.22
лицо, ответственное за информационную безопасность: Лицо, отвечающее за внедрение и поддержку программы обеспечения информационной безопасности. |
3.1.23
доступность информации [ресурсов информационной системы]: Состояние информации [ресурсов информационной системы], при котором субъекты, имеющие права доступа, могут беспрепятственно их реализовывать. Примечание — К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов. |
3.1.24
целостность (информации [ресурсов автоматизированной информационной системы]): Состояние информации [ресурсов автоматизированной информационной системы], при котором ее [их] изменение осуществляется преднамеренно только субъектами, имеющими на него право. |
3.1.25 привлеченные провайдеры услуг (outsourced service providers): Внешние провайдеры услуг по восстановлению ИКТ после чрезвычайной ситуации. |
(3.6, IDT) |
3.1.26 провайдеры услуг (service providers): Внутренние группы или внешние стороны, предоставляющие организациям услуги по восстановлению ИКТ после чрезвычайной ситуации. |
(3.7, IDT) |
3.1.27 соглашение об уровне сервиса (service level agreement): Письменное соглашение между провайдером услуг и организацией, документирующее услуги и согласованные уровни обслуживания. Примечание — В случае привлеченных провайдеров услуг соглашение об уровне сервиса является письменным соглашением, имеющим обязательную договорную силу. |
(3.8, IDT) |
3.1.28 обязательство по уровню обслуживания (service level commitment): Обязательство провайдера услуг (обычно внутреннего провайдера услуг) перед организацией, которое определяет услуги и согласованные уровни обслуживания. |
(3.9, IDT) |
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ИБ — информационная безопасность;
ИКТ — информационно-коммуникационные технологии;
ИТ — информационные технологии;
ИТС — информационно-телекоммуникационные системы;
СМИБ — система менеджмента информационной безопасности;
ЧС — чрезвычайная ситуация.